Blueprint
T

Стоп, одето!

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Текст: Яна Лукина

Не успели мы обсудить, насколько точно воссозданы платья Кристобаля в «Баленсиаге», и закончить спор о том, справедливы ли создатели сериала New Look к своим главным героям, Кристиану Диору и Коко Шанель, как обнаружили, что до премьеры «Претендентов» Луки Гуаданьино, костюмы для которых сделал Джонатан Андерсон, осталось меньше недели. О том, что все это не совпадение, подробно рассказали BOF, объясняя, что модная индустрия, ощущая падение доходов от прямой рекламы, выбирает более надежный, хотя и трудоемкий способ поговорить с широкой аудиторией — кино. Союз этот, впрочем, проверенный временем. Главный специалист по теме, журналистка и блогер Яна Лукина, вспомнила полсотни фильмов и сериалов, в которых модным брендам досталась заметная роль.

наводите на изображения, чтобы узнать подробнее

забавная мордашка
завтрак у Тиффани

Завтрак у Тиффани (1961)

Забавная мордашка (1957)

Согласно легенде, впервые Юбер де Живанши нарядил Одри Хепберн еще в «Сабрине», однако голливудская система была устроена так, что все лавры в итоге достались титулованной и фактически монополизировавшей костюмную индустрию Эдит Хэд (сама Хэд, взявшая за «Сабрину» золото Американской киноакадемии, эту версию, разумеется, отрицала). Есть и другая легенда: про то, что встреча Одри и Юбера состоялась только потому, что последний принял молодую актрису за другую Хепберн — Кэтрин. Как бы то ни было, союз сложился — и оказался одним из самых долгоиграющих в модно-кинематографической истории. Сегодня такую лояльность не обеспечивают даже многомиллионные контракты.

Givenchy 

Как украсть миллион (1966)

Шарада (1963)

шарада
как украсть миллион
барбарелла

На самом деле вовлечен в работу над костюмами Пако Рабан был куда меньше, чем принято считать. Единственное «рабановское» платье, которое примеряла героиня Джейн Фонды, — финальное зеленое. И то — создано оно было художником по костюмам Жаком Фонтере. Впрочем, тот и правда вдохновился футуристическим нарядом Пако — причем настолько, что имя и фамилию дизайнера пришлось занести в титры.


Paco Rabanne 

Барбарелла (1968)

бассейн, 1969

БАССЕЙН  (1969)

André Courrèges

А вот другой француз-футурист — Андре Курреж — действительно собственноручно поработал над костюмами к криминальной драме Жака Дере. И не зря: вы можете забыть подробности сюжета, но минималистичный стиль героини Роми Шнайдер — едва ли.

Ralph Lauren

Учитывая кинематографичный подход Ральфа Лорена к моде, он был обязан рано или поздно добраться до большого экрана. Получилось рано: именному бренду не было и десяти лет, когда Лорена попросили одеть мужчин фильма «Великий Гэтсби». Большая часть вещей была выбрана из линейки Polo. Кроме, разумеется, розового костюма Джея Гэтсби: его дизайнер создал специально для Роберта Редфорда. Пригодились галстуки и жилеты Ральфа и в нескольких проектах Вуди Аллена.


Великий
Гэтсби (1974)

МАНХЭТТЕН
(1979)

ЭННИ ХОЛЛ
(1977)

великий Гэтсби
Энни холл
Манхэттен, 1979

Да, дизайнеры сотрудничали с киностудиями задолго до Джорджо Армани. Но, кажется, именно итальянец первым полноценно использовал коммерческий потенциал такого сотрудничества. По крайней мере, именно с фильмом «Американский жиголо», где Giorgio Armani носит главный герой в исполнении Ричарда Гира, связывают «прорыв» бренда на американском рынке. Гардероб Джулиана Кея был составлен настолько филигранно, что после просмотра фильма вам непременно хотелось обзавестись таким же пиджаком. И это при условии, что изначально он — гардероб — был создан для Джона Траволты (когда случилась замена актера, пришлось шить все вещи заново). С фильма Пола Шредера начнется большая любовь Армани с Голливудом, и в итоге он поработает практически со всеми топовыми актерами — от Кевина Костнера до Брэда Питта.

Кто еще знает толк в нью-йоркском пауэр-дрессинге 1980-х, если не Джорджо Армани? В общем, неудивительно, что Giorgio Armani приложил руку к костюмам сразу двух фильмов, где события разворачиваются в Большом яблоке яппи-эры. При этом продолжил уже сложившуюся традицию одевать лишь одного человека в актерском ансамбле — естественно, дружественного бренду: в «Волке с Уолл-стрит» это Леонардо ДиКаприо, в ленте «Самый жестокий год» — Джессика Честейн.

Американский жиголо (1980)

Волк с Уолл-стрит (2013)

Самый жестокий год (2014)

Giorgio Armani

В конце нулевых вездесущий Армани добавил в резюме еще одну строчку: супергеройские костюмы. Буквально: в первой и финальной частях бэтменовской трилогии Брюс Уэйн в исполнении Кристиана Бейла носит сшитые на заказ костюмы Giorgio Armani. Заодно Джорджо выбил себе местечко в комикс-вселенной: Giorgio Armani for Bruce Wayne — значится на лейбле.

Элизиум: Рай не на земле (2013)

Элизиум: Рай не на земле (2013)

Темный рыцарь (2008)

Темный рыцарь: Возрождение легенды (2013)

Элизиум: рай на земле

Приступая к работе над картиной Нила Бломкампа, художница по костюмам Эйприл Ферри (ее, к сожалению, не стало в январе этого года) недолго думала, кому поручить гардероб героини Джоди Фостер — министра обороны Джессики Делакур. Джорджо Армани был счастлив поработать со своей давней подругой Фостер. И заодно пофантазировать, как наряды Giorgio Armani выглядели бы в 2154 году. Сюрприз: точно так же.

Пятый элемент (1997)

Jean Paul Gaultier

«Пятый элемент» — не единственный фильм в биографии Жан-Поля Готье (он, например, неоднократно сотрудничал с Альмодоваром), но самый масштабный: кутюрье придумал для картины Люка Бессона чуть ли не тысячу костюмов. Некоторые из них — вроде «голого» комбинезона Лилу, — быстро обрели статус культовых.

пятый элемент

Большие надежды (1998)

большие надежды

Donna Karan

Не самая выдающаяся экранизация Диккенса тем не менее регулярно удостаивается упоминаний в медиа. Причиной тому — минималистичный гардероб героини Гвинет Пэлтроу, к которому приложила руку Донна Каран: выдала для съемок вещи из своих подиумных коллекций. Особенно хороша зеленая двойка, которую по сей день можно встретить на мудборде у самых завзятых модниц.

В «Вампирах» Луи Фейада, снятых в далеком 1915 году, обольстительная воровка Ирма Веп носит трико, придуманное для актрисы Мюзидоры Полем Пуаре. В вышедшем сотней лет позже сериале Оливье Ассаяса — ремейке его собственного фильма, где в основе сюжета — попытка переснять «Вампиров», — кэтсьют вновь дизайнерский. Теперь уже авторства Николя Жескьера, креативного директора Louis Vuitton. Что неудивительно: главную роль в шоу Ассаяса играет Алисия Викандер, одно из многочисленных «лиц» дома. Помимо бархатного комбинезона, созданного как антипод латексным супергеройским костюмам, героиня Викандер носит и другие вещи бренда (бомбер, кардиган, шапку...); и, в отличие от комбинезона, все их легко можно купить.

В последние годы Уэс Андерсон ассоциируется скорее с маркой Prada, для которой много снимает; но лучший продакт-плейсмент в его собственных фильмах все-таки у Louis Vuitton. И правда, кому еще доверить роль багажа — причем как физического, так и эмоционального, — если не сумкам и чемоданам французского дома? За дизайн лично отвечал бывший на тот момент креативным директором Марк Джейкобс, а вот принты нарисовал Эрик Чейз Андерсон, младший брат режиссера.

Поезд на Дарджилинг (2007)

Ирма Веп (2022)

Louis Vuitton

квант милосердия
007: координаты Скайфолл
007: спектр
не время умирать

Квант милосердия (2008)

007: Координаты «Скайфолл» (2012)

007: Спектр
(2015)

Не время умирать (2021)

Tom Ford 

Хотя редкая вещь в гардеробе крейговского Джеймса Бонда обсуждалась так же громко, как сине-голубые плавки La Perla, в которых 007 выходил из пены морской в «Казино «Рояль», настоящая фэшн-коллаборация у последней на данный момент версии бондианы случилась с другим брендом. Да, агент на службе Ее Величества мог бы (а может, и должен был бы) носить тройки, сшитые на Сэвил-Роу. Но вместо этого выбирает сделанные в Италии костюмы Tom Ford. Которые, судя по всему, выдерживают в этой жизни примерно все.

Сразу две аффилированные с Chanel актрисы не оставили фильму Вуди Аллена шансов: на экране то и дело мелькают наряды и украшения дома. И если второстепенной героине Блейк Лайвли достались только бриллианты Haute Joaillerie, то специально для Кристен Стюарт были воссозданы два архивных образа.

Коко до chanel
зильс-мария

В 2013 году Кристен Стюарт стала лицом Chanel. Примерно тогда же началось и ее сотрудничество с Оливье Ассаясом. И едва ли совпадение, что модный дом поучаствовал в создании обоих фильмов Ассаяса со Стюарт. Это не только вещи на экране: «Зильс-Мария» — первая лента, в которую Chanel вложился финансово, благодаря чему режиссер смог снять картину на пленку. В качестве «спасибо» Ассаяс вписал бренд в сценарий: по сюжету, Chanel одевают героиню Жюльет Бинош, актрису Марию, у которой как раз трудится ассистенткой героиня Кристен Стюарт.

Никакой полемики: вышедшие в один год фильмы про Коко снимались с полного одобрения команды Chanel. И при ее же содействии: съемочные группы пустили даже в святая святых на рю Камбон. Доступ в архивы тоже по необходимости открывался. Более того, аккурат под выход «Коко до Chanel» Одри Тоту была возведена в ранг амбассадора бренда (с Анной Муглалис перед выходом ленты «Коко Шанель и Игорь Стравинский» этого не случилось лишь потому, что случилось семью годами ранее). 

Коко до Chanel (2009)


ЗИЛЬС-МАРИЯ (2014)

Коко Шанель и Игорь Стравинский (2009)

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ (2016)

персональный покупатель
коко Шанель и Игорь Стравинский

Светская жизнь (2016)

Chanel 

СПЕНСЕР
(2021)

БАРБИ
(2023)

ЖАННА ДЮБАРРИ (2023)

ПРИСЦИЛЛА (2023)

Еще один фильм, перед съемками которого пришлось заглянуть в архивы Chanel времен Карла. Майвенн Ле Беско — режиссер картины и исполнительница главной роли, — неспроста возжелала сотрудничать с домом. На подготовительном этапе она активно исследовала вещи 1980-х и 1990-х, вдохновленные XVIII веком — и как раз на него многократно ссылался Карл (Кайзер в целом любил эпоху Просвещения и даже собирал антиквариат того периода). В результате художник по костюмам Юрген Доринг и нынешний креативный директор Chanel Виржини Виар создали для Жанны шесть костюмов. Плюс бриллианты Chanel Haute Joaillerie. Надо сказать, коллаборацию обсуждали едва ли не активнее, чем сам фильм и очередное «возвращение» Джонни Деппа.

К старту промотура «Барби» путы контракта, которым связана с Chanel исполнительница главной роли Марго Робби, ощутимо ослабли: нарядам бренда лишь несколько раз нашлось место в плотном фэшн-графике. Зато Chanel стал единственным модным домом, чьи вещи носит непосредственно Барби: в архивах были выисканы самые забавные аксессуары вроде сумочек-сердечек, а еще специально для фильма были подготовлены пять нарядов (в основном — твидовые костюмы). Что характерно, почти все они — эпохи Лагерфельда.

Да, у «Присциллы» Софии Копполы довольно скромный бюджет. Финансирования не хватало настолько, что кинематографистка всерьез думала пустить с молотка свидание с Джейкобом Элорди (он играет Элвиса Пресли), чтобы обеспечить лишний день съемок. При этом свадебное платье экранной Присциллы, вероятно, одно из самых дорогих, что только мелькали в фильмах за последние годы: это Chanel Haute Couture, отсылающий к наряду, в котором в 1967 году реальная Присцилла сочеталась браком с реальным Элвисом. В проект Chanel ввязался по дружбе: Коппола — амбассадор дома. Да и шанс подсветить свои нупциальные возможности в кино выпадает для брендов не каждый день. Помимо платья в кадре также мелькают — и даже играют не последнюю роль — духи No. 5.

Да, принцесса Диана и правда носила Chanel. И до чего же удачно, что роль Леди Ди в биографической ленте Пабло Ларраина досталась амбассадору дома Кристен Стюарт. У которой, кажется, уже вошло в привычку «подтягивать» Chanel в свои проекты.

Работая над своей «трилогией желания», Лука Гуаданьино дважды сотрудничал с Рафом Симонсом. Причем сам дизайнер за это время успел поработать в двух брендах. Поэтому в «Я — это любовь» Тильда Суинтон носит наряды Jil Sander (Раф занимал кресло креативного директора с 2005-го по 2012-й), а в вышедшем шестью годами позже «Большом всплеске» — вольном ремейке «Бассейна» Жака Дере, — уже Dior.

Jil Sander 


Я — это любовь (2009)

я это любовь
большой всплеск

Большой всплеск (2015)

Dior

Миссис Харрис едет в Париж (2022)

От кутюр (2021) 

НОВЫЙ ВЗГЛЯД (2024)

О том, насколько сильно был вовлечен в создание сериала The New Look об условном противостоянии Кристиана Диора и Коко Шанель Dior и насколько не был вовлечен Chanel, можно догадаться если не по названию, то хотя бы по ракурсу: Коко в шоу представлена, мягко говоря, не в лучшем свете. При этом «Новый взгляд» подсвечивает историю Катрин Диор — младшей сестры кутюрье и участницы французского Сопротивления, чей образ сочетается с современным Dior, пожалуй, даже больше, чем образ самого Месье.

Уборщица Ада в исполнении Лесли Мэлвилл отправляется в Париж, влюбившись в платье Dior. Кажется, более комплиментарный сюжет и представить сложно. Немудрено, что модный дом подставил команде фильма дружеское плечо: открыл доступ к архивам, одолжил несколько оригинальных предметов одежды, помог воссоздать салон, в котором проходили показы. 

В драме Сильви Оайон местом действия становится ателье Dior, а главными героинями — старшая швея и ее протеже непростой судьбы. Нет, Мария Грация Кьюри в кадре не мелькает, зато внимательный зритель легко разглядит в платьях, которые готовят Эстер и Жади, первую ее «высокую» коллекцию.

новый взгляд

Вероятно, одна из самых скандальных коллабораций модной и кино-индустрий. Глянцевые медиа так много писали про то, что костюмы к фильму Даррена Аронофски сделала марка Rodarte, и так возмущались невключению сестер Малливи во всевозможные номинанты, что работавшей над лентой художнице по костюмам Эми Уэсткотт (она в итоге выиграла с «Черным лебедем» Премию Гильдии художников по костюмам) пришлось публично обозначить: вклад Rodarte был не таким уж большим (две пачки для Нины и трико Ротбарта), зато их пиарщики, похоже, решили выжать из этой истории максимум.

черный лебедь

Rodarte

Черный лебедь (2010)

Редкий случай, когда для работы над костюмами привлечены сразу два в равной степени уважаемых бренда. И в какой-то степени конкурентных. Что, впрочем, хорошо «бьется» с сюжетом, построенным на противостоянии двух больших гонщиков: англичанина Джеймса Ханта и австрийца Ники Лауды. Плейбоя и тусовщика Ханта (как и его жену, модель Сьюзи Миллер в исполнении Оливии Уайлд) для экрана нарядил Gucci, более сдержанного во многих отношениях Лауду и его супругу Марлин Кнаус — Salvatore Ferragamo.

 Salvatore Ferragamo


+
GUCCI

дом Gucci

Gucci и владеющий брендом Kering — не продюсеры фильма Ридли Скотта. Согласно официальной версии, поучаствовали в производстве картины они совсем чуть-чуть: одолжили вещи, позволили снимать в своем магазине. Тем не менее есть основания полагать, что слухи о «невовлеченности» могут быть несколько преувеличены. В конце концов, тянет ли на совпадение то, что роль Паоло Гуччи сыграл на тот момент амбассадор дома Джаред Лето, а в образ гадалки Пины вживалась Сальма Хайек — супруга Франсуа-Анри Пино, владельца Kering?

Гонка (2013)

Дом Gucci (2021)

В 2014 году на экраны вышло сразу два фильма про Ива Сен-Лорана. Один из них — с Пьером Нине в главной роли, менее мрачный, — еще на этапе подготовки к съемкам сыскал симпатии Пьера Берже. Сооснователь Yves Saint Laurent дал команде доступ к архивам (в фильме «сыграли» 77 винтажных нарядов) и позволял снять несколько сцен в штаб-квартире бренда. А вот второй проект — уже с Гаспаром Ульелем в роли Ива, — Берже, напротив, сразу невзлюбил. Режиссеру Бертрану Бонелло, например, было запрещено снимать одежду YSL. Это противостояние в итоге затянулось на год — вплоть до премии «Сезар», где лучшим Сен-Лораном признали Нине, а вот награду за костюмы все-таки забрал фильм Бонелло.

Однажды креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарелло спросил у режиссера Гаспара Ноэ, нет ли у того идеи короткого метра, который модный дом мог бы профинансировать. Уже через две недели команда, включавшая актрис Шарлотту Генсбур и Беатрис Даль, приступила к съемкам экспериментального киноэссе, в котором ведьм сжигают в платьях Saint Laurent (здесь внимательный зритель может вспомнить одну из сцен «Американской истории ужасов», где последним словом горящей ведьмы было «Balenciaga»). Премьера фильма, не рекомендованного к просмотру эпилептикам, состоялась на Каннском кинофестивале.

В апреле 2023 года Saint Laurent объявил о создании собственной продюсерской компании, а уже месяц спустя в Каннах прошла премьера дебютных проектов. Один из них — видеоэссе Жан-Люка Годара Trailer of the Film That Will Never Exist: "Phony Wars". Другой — получасовой вестерн Педро Альмодовара с Итаном Хоуком и Педро Паскалем в главных ролях. Костюмами второго короткого метра лично занимался Энтони Ваккарелло; и экранным присутствием для бренда дело не ограничилось: Saint Laurent одели для Канн всю команду фильма — и снимки с фотокола, куда актеры Ману Риос, Хосе Кондесса и Джейсон Фернандес пришли в подиумных луках, в моменте чуть не «сломали» интернет.

Ив Сен-Лоран
(2014)

Сен-Лоран. Стиль — это я (2014)

Вечный свет
(2019)

Странный образ жизни (2023)

Saint Laurent

Еще один модный короткий метр с каннской премьерой. На этот раз снятый Лукой Гуаданьино в партнерстве с Valentino; в главных ролях — Джулианна Мур и кутюрная коллекция дома. Увы, критики замаскированный под фильм рекламный ролик не оценили.

Невероятная (2019)

Valentino

Несмотря на то что получасовая драма Педро Альмодовара не получила статус официальной коллаборации, большую часть костюмов для героини Тильды Суинтон — включая то самое алое платье с постера, — предоставила Balenciaga.

Balenciaga

КРИСТОБАЛЬ БАЛЕНСИАГА (2024) 

Человеческий голос (2020)

Все по классике: модный дом, про основателя которого Disney+ решил снять сериал, дал команде доступ к архивам — с возможностью воспроизвести оригинальные творения Баленсиаги. По времени это интересно совпало с уходом в архивы самого бренда: для оскаровского выхода Кэри Маллиган как раз было воссоздано одно из платьев Кристобаля... Или так и было задумано?

Если «Великий Гэтсби» База Лурмана чем-то и хорош, так это костюмами, за которые художница Кэтрин Мартин в результате получила «Оскар». Да, они не «аутентичные» и не соответствуют заявленной эпохе; скорее, работают как фантазия на тему — зато какая! Объединив силы с Prada, Мартин собрала для Дейзи Бьюкенен с десяток нарядов, в которых поклонники Миуччи легко могли разглядеть отсылки к своим любимым подиумным коллекциям. Немудрено, что декаду спустя, когда Лурман захотел снять байопик про Элвиса Пресли, удачный опыт с костюмами захотелось повторить: гардероб экранной Присциллы почти полностью состоит из Prada и Miu Miu. Да и Элвису тоже кое-что перепадает.

Prada + MIU MIU

Соединенные Штаты против Билли Холидей (2021)

Великий Гэтсби (2013)

Элвис
(2022)

Прежде чем приступить к съемкам байопика о легенде джаза, режиссер Ли Дэниэлс обратился за советом к Анне Винтур, и главред Vogue подсказала кинематографисту доверить наряды Холидей Prada. Бренд распахнул двери своих архивов для художника по костюмам Паоло Ниедду; пересмотрев показы за сорок сезонов, он отметил те детали, что отсылали к стилю певицы. В результате были созданы девять нарядов, по большей части платьев. В одном из них Холидей в исполнении Андры Дэй вальсирует на финальных титрах — и даже просит партнера не наступать на ее Prada. Притом что реальная Холидей так бы точно не сказала: ее не стало за тридцать лет до того, как модный дом начал выпускать женскую одежду.

Элвис
великий Гэтсби

В свой свежий фильм поднаторевший в фэшн-коллаборациях Гуаданьино пригласил художником по костюмам ни много ни мало Джонатана Андерсона. В итоге трое главных героев-теннисистов — в исполнении Зендеи, Джоша О’Коннора и Майкла Фэйста — носят Loewe. Но большим экраном дело не ограничивается: Loewe частично отвечает и за наряды команды в промотуре. Видели же лодочки Зендеи с теннисными мячиками на каблуках?

Loewe

ПРЕТЕНДЕНТЫ (2024)

претенденты
{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}