Blueprint
T

15 цитат Сальвадора Дали обо всем на свете

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

11 мая 1904 года — день рождения Сальвадора Дали. 120 лет назад на свет появился художник, чье имя станет синонимом сюрреализма, а образ его жизни превратится в один большой миф о человеке с муравьедом на поводке. Собрали цитаты противоречивого испанца про все на свете: от усов до Бога.


{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":28}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":43}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Про талант и снобизм 

Чтобы приобрести вечно растущее и долгоиграющее уважение в обществе, нужно обладать редким талантом — талантом еще в юном возрасте дать обществу, которое вы любите, мощный пинок под зад. После этого лучше стать снобом.


«

Из предисловия книги «Дневник одного гения», 1966

Про деньги

Может, это во мне говорит финикийская часть моей ампурданской крови, но меня всегда завораживало золото, в каком бы виде оно ни представало.

Еще в отрочестве узнав о том, что Мигель де Сервантес, так прославивший Испанию своим бессмертным «Дон Кихотом», сам умер в чудовищной бедности, а открывший Новый Свет Христофор Колумб умер в не меньшей нищете, да к тому же еще и в тюрьме, — так вот, повторяю, узнав обо всем этом еще в отроческие годы, я, внимая благоразумию, настоятельно посоветовал себе заблаговременно позаботиться о двух вещах:

1. Постараться как можно раньше отсидеть в тюрьме. Это было своевременно исполнено.

2. Найти способ без особых трудов стать мультимиллионером. И это тоже было выполнено.


«

Из предисловия книги «Дневник одного гения», 1966

Про работу

Думаю, самая пленительная свобода, о которой только может мечтать человек на земле, в том, чтобы жить, если он того пожелает, не имея необходимости работать. Трудясь сегодня с восхода солнца и до самой ночи, я нарисовал шесть ангельских ликов, они исполнены такой математической точности, такой взрывной силы и такой неземной красоты, что я от них совершенно обессилен и разбит. Ложась спать, вспомнил о Леонардо, он сравнивал смерть после полной жизни с наступлением сна после долгого трудового дня.

«

«Дневник одного гения», 1964

Про самовыражение

Моя личность намного важнее любых граней моей работы. Важнее всего для меня выразить самого Дали.

«

Интервью с Майком Уолласом, 1958

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-2}},{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":2}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":5,"properties":{"duration":0.1,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Про вклад в сюрреализм

Я не понимаю, почему, когда я прошу лобстера на гриле в ресторане, мне никогда не подают приготовленный телефон.

«

«Телефон-омар», 1936

«Тайная жизнь Сальвадора Дали», 1942

И про вклад в изобразительное искусство

Я думаю, что я не сделал ровным счетом никакой вклад в развитие искусства. Никакой. Как я всегда и говорил — я плохой художник. В конце концов, я слишком умен, чтобы быть хорошим художником.

«

Документальный фильм BBC Arena, 1986

Сальвадор Дали в своей студии на 8-м этаже театра Зигфельд в Нью-Йорке, 1943

Про Гитлера

Тем временем Гитлер на глазах становился все более гитлеровским, и однажды я написал картину, где нацистская нянька преспокойно вязала на спицах, невзначай усевшись в огромную лужу. Идя навстречу настоятельным просьбам некоторых своих ближайших сюрреалистических друзей, я вынужден был вымарать с ее рукава повязку с изображением свастики. Вот уж никогда бы не подумал, что этот знак способен вызывать такие сильные эмоции. Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками. Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости. Пухлое тело Гитлера, которое представлялось мне божественнейшей женской плотью, обтянутой безукоризненно белоснежной кожей, оказывало на меня какое-то гипнотическое действие. Несмотря ни на что, все-таки вполне отдавая себе отчет в психопатологическом характере подобных приступов безумия, я с наслаждением без конца нашептывал себе на ухо:

— Похоже, на сей раз ты наконец-то подхватил самое настоящее безумие!


«

«Дневник одного гения», 1964

Про усы

«

Поскольку я не курю, я решил вырастить усы — это лучше для здоровья. Тем не менее я всегда ношу с собой усыпанный драгоценностями кисет, в котором вместо табака хранятся несколько накладных усов вроде тех, что носил Адольф Менжу. Периодически я вежливо предлагаю их друзьям: «Усы? Усы? Усы?». Но никто так и не осмелился прикоснуться к ним. Это была проверка священной сущности моих усов.

«Усы Дали», Филипп Холсман, 1996

И вообще про волосы на теле

«

Что и говорить, меня всегда особенно привлекала растительность на человеческом теле, и не только из эстетических соображений, то есть чтобы по тому, как растут волосы, определить, сколько у человека золота — ведь известно, что эти вещи тесно связаны, но также и с точки зрения психопатологии усов, этой трагической константы характера и несомненно самого красноречивого признака мужского лица.

«Дневник одного гения», 1964  

Про лучшее лекарство от бессонницы

Обычно люди принимают снотворное, когда у них неполадки со сном. Я же поступаю совершенно наоборот. Снотворную пилюлю я не без известного кокетства решаюсь принять как раз в те периоды, когда мой сон регулярен как часы и доходит до пароксизмов чисто растительной спячки. Вот тогда-то я способен спать поистине и без всякого преувеличения как бревно и просыпаюсь совершенно обновленным, ум так и сверкает от притока свежих сил, который теперь уже не оскудеет, пока не породит во мне мысли самого нежнейшего свойства. Вот и нынче утром все было именно так, ибо накануне вечером я, дабы переполнился через край кубок моего теперешнего равновесия, принял снотворную пилюлю. И боже, что за дивное пробуждение ждало меня в половине двенадцатого, с каким блаженством потягивал я свой обычный кофе с молоком и с медом на освещенной солнцем террасе, наслаждаясь под небом без единого облачка безмятежным покоем, не омраченным даже малейшими признаками эрекции!

«

«Дневник одного гения», 1964

Про ошибки 

«

Почти всегда в ошибках есть нечто священное. Никогда не пытайся их исправлять. Напротив, дай им рациональное объяснение, пойми их вполне и всецело. После этого ты сумеешь постичь их сокровенный смысл.

«Дневник одного гения», 1964

Про лень и гениальность

«

Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности. Увольте меня от ленивых шедевров! <..> Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас всегда будут уважать.

«Дневник одного гения», 1964 

Про абстракционизм

Мы все голодны до конкретики в изобразительном искусстве. Абстрактное же искусство было бы хорошо ровно для одного: восстановить девственность фигуративного искусства.


«

The Bastard Children of Tzara and Breton: The Trimurtic, Stuckist, and Remodernist Manifestoes, A. Sea Herndon, 2010

Про подтекст

«

В моих работах нет скрытого смысла — я в целом против скрытого смысла.


The Dick Cavett Show, 1971

Про Бога 

«

Благодаря математике и другим наукам я знаю, что Бог есть. Но не верю ему.


Документальный фильм BBC Arena, 1986

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}