знаки несогласия
Fashion month осень—зима 2022 запомнится не только показами, но и тем, как профессионалы моды по разные стороны подиума реагировали на «специальную военную операцию» России. Алена Важенина провела учет красноречивых акций дизайнеров, моделей, модных критиков и других участников недель моды — где они не ограничивались словами.
ПРОТЕСТНЫЕ ПЛАКАТЫ У PRADA
Шоу Prada выпало на 24 февраля — тот самый день, когда все мы проснулись в новом мире. Уже тогда не говорить о происходящем было невозможно, в том числе на неделе моды в Милане. На шоу ходила модель из Украины Кристи Пономарь, которая активно писала в соцсетях о происходящем, а перед Fondazione Prada собравшиеся позировали стритстайл-фотографам с антивоенными плакатами и украинскими флагами в руках.
У СТЕН VERSACE
Мирные антивоенные митинги перед модными шоу стали за последние недели так же привычны, как и соответствующие посты в соцсетях fashion-критиков. Неравнодушно показал себя, например, Тим Блэнкс, внештатный редактор The Business of Fashion. «No Swift for Russia», — повторил он в своем инстаграме один из лозунгов с плакатов, которые держали в руках гости перед шоу Versace. Позже Тим продолжил выкладывать в соцсетях посты о «специальной военной операции» России, жестко критикуя действия Владимира Путина.
Модные критики Vogue Runway тоже не остались в стороне от политической повестки, комментируя ее прямо в своих рецензиях на показы. Например, Николь Фелпс начала свой рассказ о Moschino со слов о том, что сейчас перед всей индустрией стоит задача выбрать правильный тон. А критик Стефф Йотка, тоже пытаясь нащупать и обозначить верную тональность, отметила, например, что шум вертолетов в качестве саундтрека на шоу Ambush — не самый удачный выбор, учитывая повестку.
ТИШИНА НА GIORGIO ARMANI
Два года назад Джорджо Армани был первым дизайнером, который отреагировал на пандемию и провел показ без зрителей. В конце февраля 2022-го он первым из дизайнеров перешел от слов по поводу позиции о военной спецоперации в Украине к делу. Собственно, шоу Giorgio Armani, которое закрыло неделю моды в Милане, дизайнер провел в полной тишине. «Мое решение не использовать музыку во время шоу — знак уважения мирным людям, вовлеченным в разворачивающуюся трагедию в Украине», — таким голосовым сообщением Армани начинался показ. «Я думаю, что благодаря тишине одежда стала еще более мощной», — сказал дизайнер уже после.
НЕ ТОЛЬКО СОВПАДЕНИЯ НА ШОУ BOTTER
Конечно, эту тональность не могли не подхватить следующие в очереди французские дизайнеры. Так, президент Федерации высокой моды Ральф Толедано сделал в инстаграме PFW заявление: «Когда большая семья мира моды собралась вместе в Париже, война жестоко ударила по Европе и повергла украинский народ в страх и потрясение. <...> Учитывая нынешний контекст, Федерация высокой моды побуждает вас смотреть предстоящие шоу с пониманием серьезности этих темных времен».
Невозможно было после таких слов не смотреть иначе на сочетания желтого и синего в коллекциях — «энергичного желтого» и «свободного голубого», как их потом назвали специалисты института цвета Pantone. В случае с шоу Botter желтый и голубой на подиуме были не только совпадением. В ответ на события в Украине дизайнеры Рашеми Боттер и Лизи Херребруг из Botter выложили бусинами надпись «No War» на бахроме рубашки в стиле вестерн, которая закрывала шоу. «Мы столкнулись со многими климатическими проблемами, с войной, которая идет в Украине; сейчас очень страшное время, но мы просто пытаемся сохранить позитивный настрой», — сказала Херребруг.
BOTTER, ОСЕНЬ–ЗИМА 2022
МОЛЧАНИЕ И НЕСОГЛАСИЕ
Молодые бренды на неделе моды в Париже вообще оказались решительнее более «взрослых» коллег (например, Пьерпаоло Пиччоли и Джонатана Андерсона, которые ограничились наколотыми на груде желто-голубыми лентами). Так, основатели Nanushka, уроженцы Венгрии Сандра Сандор и Питер Бальдасти не смогли не отреагировать на происходящее как ближайшие соседи украинцев: только за первую неделю «специальной военной операции» Венгрия приняла более 120 тысяч украинских беженцев. Поэтому в конце презентации коллекции (она прошла в Париже 1 марта) музыкальная группа Echo Collective исполнила гимн Украины. А вращающиеся постаменты, на которых стояли модели, окрасились в желто-голубые цвета.
Кроме того, Nanushka заявили, что новая коллекция не будет продаваться в России, — став одним из первых модных брендов, отказавшихся от российского рынка. Сразу после шоу дизайнеры объявили, что и вовсе прекращают поставки для покупателей из России. В числе тех, кто решил временно бойкотировать российский рынок, оказались и Coperni. Основатели этого бренда Арно Вайан и Себастьен Мейер посвятили коллекцию мастерам киевских ателье, с которыми, как оказалось, работали со времен перезапуска бренда в 2019-м.
Еще одна молодая дизайнер, которая отреагировала на конфликт, — Марин Серр. Свой показ она начала с минуты молчания в память о жертвах специальной военной операции в Украине.
УКРАИНСКИЕ СТИХИ И МОДЕЛИ-БЕЖЕНЦЫ НА BALENCIAGA
В преддверии шоу Balenciaga снова удалили все посты из инстаграма, оставив единственную публикацию — с украинским флагом. Правда, позже его сменили фото с показа, но позиция бренда не поменялась. Накануне шоу Демна Гвасалия рассказывал, насколько лично воспринимает трагедию в Украине. По словам дизайнера, происходящее напомнило ему грузино-абхазский конфликт и 1993 год, когда семье Гвасалии пришлось бежать из родной Грузии.
Несмотря на то что, по признанию дизайнера, работа в последнюю неделю перед шоу давалась ему особенно сложно из-за происходящих событий, он решил его не отменять, поскольку это означало бы «сдаться и поддаться злу, которое причиняет ему боль на протяжении 30 лет». При этом Гвасалия сделал все, чтобы выразить поддержку Украине. На посадочных местах для гостей разложили желто-синие футболки, а в начале шоу прозвучали строки из стихотворения Александра Олеся «Живи Украïно, живи для краси» (декламировал их сам Демна). Модели, с явным трудом шагавшие по сугробам сквозь ветер, держали в руках сумки, напоминающие мусорные мешки — словно наспех собрав вещи и пытаясь выбраться из невыносимой ситуации. А завершили шоу два образа в цветах украинского флага — желтом и голубом, которые разошлись по соцсетям так же, как и селфи гостей в подаренных желто-синих футболках.
BALENCIAGA, ОСЕНЬ–ЗИМА 2022