Blueprint
T

Лимонов и Парфенопа

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Сегодня открывается 77-й Каннский фестиваль. Он продлится 12 дней, с 14 по 25 мая. Инна Денисова рассказывает, чего ждать от первой недели основного конкурса фестиваля, который начался с забастовок персонала и сексуальных скандалов.


Забастовки для Франции такое же привычное дело, как и фестивали, хотя пересекаются они не так уж часто. Да, десять лет назад трудовой конфликт разразился на главном театральном фестивале континентальной Европы — Авиньонском, а до этого, в 2003 году, и вовсе привел к его отмене. Однако в Каннах забастовочное движение в последний раз угрожало проведению фестиваля еще в далеком и буйном 1968-м и в итоге привела к его досрочному закрытию. Нынешняя ситуация также выглядит довольно угрожающе — сотрудники фестиваля говорят, что им не платят достаточно и заставляют работать сверхурочно. Забастовка проходит под лозунгом Sous les Ecrans la Deche, «Беднота за экранами». По данным France24, бастуют примерно сто человек, от киномехаников до билетеров: им всем платят ниже минимального размера оплаты труда (он сейчас составляет 1766, 92 евро). Работодатели призывают «сесть и поговорить», однако никаких уступок заранее не обещают.


Впрочем, еще менее склонны к компромиссам искатели справедливости, обвиняющие в сексуальном насилии режиссеров Бенуа Жако и Жака Дуайона, а также продюсера Алена Сарде. Скоро нам обещают назвать и новые имена, и нет никаких гарантий, что в их числе не окажутся участники нынешнего фестиваля — пожилых мэтров в программе хватает.


Если же вернуться к основному содержанию главного мирового кинофестиваля, то конкурсная программа в этом году состоит из таких громких хитов, что барабанным перепонкам больно. Почти каждый из фильмов длится больше двух часов. Почти все режиссеры конкурса (кроме одной, Агат Редингер) — постоянные каннские фигуранты: здесь любят «своих» и крайне неохотно принимают новеньких. А если уж вы сюда попали раз, как Цзя Джанке или Андреа Арнольд, то будете здесь всегда.


Постер 77-го Каннского кинофестиваля

«Дикий алмаз»

«Дикий алмаз», 2024

У француженки Агат Редингер, выпускницы главной парижской киношколы La Femis, — всего 1714 фолловеров в инстаграме, но номинация фильма Diamant Brut («Дикий алмаз») в каннский конкурс это число наверняка исправит. Не факт, что сама Агат будет рада: она утверждает, что ненавидит инсту за ярмарку тщеславия, культ успеха и объективацию женщин. Обо всех этих пороках современного общества и ее первый полный метр «Дикий алмаз», история амбициозной Лианы из Фрежюса, мечтающей попасть в реалити-шоу, — нечто вроде современного «Реквиема по мечте», с той разницей, что Лиане всего 19, но она уже в рабстве у индустрии красоты, и волнует ее только пластика, правильный оттенок блонда и накладные ногти. Французская пресса уже сравнила безжалостный взгляд Агат с суровостью австрийского обличителя социальных нарывов Ульриха Зайдля. «Дикий алмаз» — единственный дебют в конкурсе; а еще Агат Редингер одна из четырех женщин в конкурсной программе (три других — британка Андреа Арнольд, француженка Корали Фаржа и индианка Паял Кападиа).

«Мегалополис»

«Мегалополис», 2024

Без преувеличения проект жизни Фрэнсиса Форда Копполы, которому в апреле исполнилось 87 лет. То ли сай-фай-пеплум вроде «Бена Гура», то ли антиутопия о Нью-Йорке будущего после катастрофы, но безусловно по мотивам сочинения древнеримского историка Гая Саллютия Криспа «О заговоре Каталины» (да, Коппола страстно увлечен Древним Римом). Мэтр задумал этот фильм еще лет сорок назад, когда вышел «Апокалипсис сегодня». Реализовать замысел было непросто, деньги никак не находились и проект несколько раз замораживался, пока Коппола в итоге не вложил в него 120 собственных миллионов, заработанных на его частных виноградниках, и теперь газеты вроде Le Monde иронично называют «Мегалополис» «доморощенным блокбастером». Главную роль, архитектора по фамилии Цезарь, идеалиста-урбаниста, мечтающего улучшить свой город и весь мир, играет Адам Драйвер (он снова воцарился на Каннском фестивале, откуда еще не выветрился дух «Аннетт»), а его противника Фреда Цицеро (то есть Цицерона), коррупционера, мечтающего замостить весь город своей плиткой, — Джанкарло Эспозито. За долгие годы вынашивания из проекта то уходил, то снова возвращался Шайа Лабаф (в итоге он остался), а к нему присоединились Джон Войт, Натали Эммануэль, Дастин Хоффман и член Коппола-клана Джейсон Шварцман.

«О, Канада!»

77-летний Пол Шредер снимает все фильмы об одном и том же: его герой-одиночка, непременно мужчина, непременно с ярко выраженной политической позицией, заглядывает внутрь себя и кается в своих грехах. «О, Канада!» не исключение. В этот раз легендарный сценарист «Таксиста», «Последнего искушения Христа», «Бешеного быка» и еще 24 фильмов, снятых самостоятельно, экранизирует роман «Предрешенное» своего друга Рассела Бэнкса. Герой романа и фильма Леонард Файф — знаменитый документалист, убежавший в Монреаль от Вьетнамской войны, дает интервью одному из своих учеников и постепенно превращает его в исповедальный монолог. На роль Файфа Шредер пригласил Ричарда Гира — сорок лет назад их обоих прославил «Американский жиголо». Чтобы придать цветущему Гиру умирающий вид, его пришлось долго состаривать макияжем. Монолог вскроет тайны и темные стороны персонажа: жене Файфа (Ума Турман) будет неприятно, сыну (непризнанному) еще больше, но трудной правде нужно выйти наружу — Файф умирает от рака. Автор книги и сам умер в прошлом году, так что перед нами фильм о смерти и ее предчувствии.

«О, Канада!», 2024

«Эмилия Перес»

Французскому мультижанровому режиссеру Жаку Одиару в этот раз не дали покоя лавры Леоса Каракса, поэтому он тоже сделал мюзикл / криминальный триллер — о наркоторговле в Мексике и смене пола, спетый на испанском языке. Эмилию Перес (это новое имя наркобарона Хуана дель Монте, сбегающего от преследования и меняющего пол) в его четырехактной опере играет 52-летняя трансгендерная актриса Карла София Гаскон, а подыгрывают и подпевают ей Селена Гомес и Зои Салдана из «Аватара». Музыкальные номера написала Камий Дальме из Nouvelle Vague (она же певица Camille), а до нее это предлагалось сделать Тому Уэйтсу и Нику Кейву, но они не смогли, а было бы любопытно. Актрис на проекте тоже поменялось немало — были и выбыли Зои Дюшанель и даже Мерил Стрип. Постоянство проявили только продюсеры: в работу с самого начала включились Saint Laurent Productions во главе с Энтони Ваккарелло, который также сделал костюмы. На уровне идеи выглядит задорно и свежо, да и Одиар еще ни разу не обманывал ожиданий, так что два часа праздника нам обеспечены.


«О, Канада!», 2024

«Лимонов, 

баллада

об Эдичке»

Если Жак Одиар теперь снимает по-испански, то Кирилл Серебренников в своем новом евроамплуа дебютирует по-английски и сразу ударно, байопиком писателя и хулигана Эдуарда Лимонова. Байопик, к слову, любимый каннский жанр, только в конкурсе их несколько и все очень яркие — чего стоит один The Apprentice, фильм о молодых годах Дональда Трампа, снятый шведским режиссером иранского происхождения Али Аббаси. Мятежные духом творцы, символы страны и ее переломных эпох, волнуют Серебренникова от проекта к проекту, из каждого он тянет-потянет рок-звезду, но часто вытянуть не может (вспомним хотя бы весьма специфического Виктора Цоя из «Лета», похожего на Цоя разве что внешне, а оттого совсем не понравившегося ни БГ, ни другим непосредственным участникам событий). За основу байопика взят роман французского писателя Эманнуэля Каррера «Лимонов», который самому Лимонову казался чересчур буржуазным. Играет Эдичку британец Бен Уишоу, известный по роли Жана-Батиста Гренуя в «Парфюмере» Тома Тыквера и не слишком похожий внешне, а оттого есть надежда, что по принципу «от противного» найдутся другие сходства, например, лимоновская харизма или волюнтаризм — даже пять процентов от харизмы оригинала уже сделают фильму кассу.


«Виды доброты»

Йоргос Лантимос соревнуется в производительности с Квентином Дюпье, чей внеконкурсный фильм «Второй акт» открывает Канны, и тоже выпускает по фильму в год, к каждому международному фестивалю, не меняя актеров, а только добавляя. «Виды доброты» ничем не похож на «Бедных-несчастных», кроме участия Эммы Стоун и Уиллема Дефо, но они, как и другие актеры (Джесси Племонс, Маргарет Куолли, Хантер Шефер и др.) играют по несколько ролей сразу. Композиционно фильм-альманах состоит из трех новелл длиной около часа каждая, с постмодернистскими названиями «Смерть Р.М.Ф.», «Р.М.Ф. летает» и «Р.М.Ф. ест бутерброд». У каждой свой сюжет, никак не связанный с двумя другими: в первой человек бунтует против начальника, во второй полицейский подозревает жену в том, что она не его жена, и, наконец, в третьей женщина мечтает встретить лидера религиозного культа. Сам Лантимос сегодня мечтает удивить зрителя, и хоть это почти невозможно — ему пока удается.

«Парфенопа»

У десятого фильма Паоло Соррентино сумасшедшей красоты афиша — и есть все основания думать, что фильм будет таким же, ведь его тоже продюсировал Saint Laurent и Энтони Ваккарелло лично. Героиня греческого мифа Парфенопа — одна их двух сирен, спевших Одиссею, но так его и не соблазнившая, а оттого покончившая с собой. Тело ее выбросило на берег там, где сейчас стоит город Неаполь, и неаполитанцев в Италии даже иногда называют парфенопянами. Пересказа мифа в фильме не будет, а будет история жизни Парфенопы с рождения (она родилась в 1950 году), интрига с американским писателем Джоном Чивером (его играет Гэри Олдман) и виды родного для Соррентино Неаполя, которому режиссер таким образом признается в любви. Юную Парфенопу играет 26-летняя актриса Селеста Далла Порта, это ее первый полный метр, а Парфенопу в зрелости — дива итальянского кино Стефания Сандрелли.

«Саван»

81-летний канадец Дэвид Кроненберг приезжает в Канны с новым боди-хоррором, отчасти автобиографическим. В 2017 году у Кроненберга умерла жена Каролин, с которой он прожил 38 лет. Ее смерть так травмировала режиссера, что он, чтобы как-то помочь себе пережить случившееся, снял об этом фильм с Венсаном Касселем в главной роли. Успешный 50-летний бизнесмен Карш (Кассель), потеряв жену, находит способ общаться с ней с помощью новых технологий, и тут все могло бы быть хорошо, но будет как обычно у Кроненберга. Жену Карша играет Диана Крюгер, а должна была Леа Сейду, снимавшаяся в его позапрошлогодних «Преступлениях будущего», но отказалась по такой интересной причине, что, дескать, в англоязычном фильме главные роли будут играть два французских актера (в итоге фильмов с Сейду в каннском конкурсе нет совсем, она есть у Дюпье во внеконкурсном фильме открытия). Зато Диане Крюгер досталось больше: она играет несколько ролей сразу — не только умершую жену, но и ее сестру, а также помощницу. В списке продюсеров «Савана» снова значится Saint Laurent, вот кто еще вездесущ и многолик.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}